10ГДШ1-4, или +-2 дБ из мусорки · My Notes

Эксперимент по выравниванию колонок от кассетного магнитофона "Маяк-223". Интересовал вопрос - а что будет, если взять копеечный динамик, и выровнять его АЧХ до уровня профессиональных мониторов? И тут на голову свалились эти колонки, причём в отличном состоянии (за исключением подвесов) - с гнилыми динамиками и ящиками я уже зарёкся связываться.
В оригинале, колонки представляют из себя закрытый ящик с хлипкой, дребезжащей задней стенкой и одним динамиком 10ГДШ1-4 без каких-либо других электронных компонент. 10ГДШ1-4 - двухконусный широкополосный динамик, способный в одиночку воспроизводить диапазон он 40 Гц до 20000 КГц (по -8 дБ) (нижняя граница, конечно, достижима только в напольном оформлении). Этим могут похвастаться не многие современные широкополоскники с 5-значной стоимостью (в рублях). Расплатой за такой неслабый диапазон является то, что динамик на всех частотах звучит посредственно, мутно, а АЧХ имеет кривизну 10 дБ с несколькими очень неприятными, утомляющими слух выбросами.

Внешний вид АС - традиционный для 70-х годов. Плотные тряпочные грили достаточно на большом расстоянии от передней панели и непрозрачны, поэтому способны скрыть любой позор. Кстати, они были несъёмными (привинчены шурупами, которые от времени "приросли" и их пришлось высверлить):
10ГДШ1-4

·· [Continuing] ··

Деградировавшие поролоновые подвесы характерного оранжевого цвета. Буквально у всех старых 10ГДШ1-4 подвесы развалились или уже находятся в состоянии "мокрой промокашки" - поролон без химических добавок, препятствующих разрушение от солнечного света и воздуха, недолговечен. Так что если вздумаете покупать подобные динамики, будьте готовы сразу менять подвесы:
10ГДШ1-4

Чисто ради любопытства, попробовал промазать подвесы пропиткой AIE. Они стали прочнее, но задубели:
10ГДШ1-4

Заменил подвесы на замшевую салфетку. Более хорошим вариантом было бы заказать тканевые подвесы на http://podves.narod.ru, или попытаться найти что-то подходящее поролоновое, но было лень заниматься закупкой. Также, в порядке покраски коровников в зелёный цвет, динамики были промазаны широко известным в узких кругах раствором хитозана в уксусе, что особого влияния на звук не оказало, а внешний вид бумаги слегка подпортило (но хуже тоже не стало, и бумага не покоробилась). Ещё были доклеены экранирующие магниты из тумбочки. Параметры T-S не измерял, так как акустическое оформление было предопределено заранее.
10ГДШ1-4 10ГДШ1-4 10ГДШ1-4 10ГДШ1-4

Задние стенки ящиков были укреплены кусками MDF и парой рёбер жёсткости из твёрдого бруска. Все швы пролиты ПВА. Также были установлены ВЧ динамики C-Audio NEO. Они почти не влияют на осевую АЧХ в рабочей области 10ГДШ1-4, но сильно улучшают внеосевую. Без них АС можно было слушать только если направить колонки точно на уши слушателя. Кроме того, воспроизведение высоких частот вообще сильно улучшилось и появилась кое-какая сцена. Для компенсации недостатка объёма закрытых ящиков, который ещё более усугубился упрочняющими вставками и немалым объёмом конденсаторов фильтра, были сделаны порты ПАС (плотность подогнана на слух, протыканием иглой), отверстия диаметром 70мм, закрытые двумя слоями ватиново-войлочного коврика (крестовины вообще сделаны из термоклея). Внутренняя сторона рамок грилей и обод корзины 10ГДШ обклеены тем же ватином. Мешкам с ватой, которые были в колонках изначально, места не нашлось, поэтому вата была разложена несколькими кучками по свободным местам, при этом путь от динамиков до ПАС оставлен свободным.

Результирующий страх (для слабонервных напоминаю, что на всё это безобразие надеты непрозрачные грили, как на первом фото):
10ГДШ1-4

Для фильтров были использованы бюджетные бутерброды из конденсаторов: основная масса - МБГО и МБГЧ, чуток К78-22, и доводка - лавсановые Nichicon; на ВЧ только плёнка. Катушки - 1мм проволока. Все элементы были подобраны с совпадением между левой и правой колонками вплоть до точности LC-метра, а корректирующие цепочки добавлялись по одной и уточнялись и по замерам, и на слух где-то до 5%. На других экземплярах динамиков приведённые номиналы фильтра могут оказаться негодными!

Схема кроссовера (поплачем над ФЧХ и Кг и возрадуемся за АЧХ):
10ГДШ1-4

АЧХ кроссовера-эквалайзера:
10ГДШ1-4

Комнатная АЧХ (хорошо виден основной резонанс комнаты):
10ГДШ1-4

То же самое со сглаживанием в октаву - как обычно приводится в рекламе колонок:
10ГДШ1-4

Сшивка АХЧ в ближнем поле и в дальнем ("на паспорт"):
10ГДШ1-4

Итого: неравномерность в основном диапазоне звучания - +- 2 дБ. Правда, это не гладкая неравномерность, а "расчёска", свойственная двухконусникам с их чудесной интерференционной картиной и изломами основного конуса.
80 - 20000 Гц (-3 дБ)
65 - 35000 Гц (-8 дБ)

О результате. Недостатки остались довольно сильные: мутное звучание, отсутствие глубоких низких частот. Остались на месте все нелинейные искажения во всём диапазоне и тому подобное. Но, получилось слушабельное и "всеядное", малоокрашенное звучание, которое позволяет обычно "слушать музыку, а не колонки". В качестве очередных комповых времянок в ожидании построения светлого будущего - нормально. Выравнивание АЧХ, в целом, подтвердило свою полезность, дав больше плюсов, нежели минусов.




Comments:

Comment from: S.A.G.e [Member]
C-Audio Neo - левак с Vifa BC25SC06-04, по внешнему виду и частотному диапазону точно такие же.
Permalink 01/19/14 @ 23:13

Leave a comment:

Your email address will not be displayed on this site.
Your URL will not be displayed on this site. Comments containing URL's of non-personal pages may be removed.
Confirmation Code:
Human Confirmation Code (Captcha)

HTML tags and "<", ">" symbols are not allowed. Links will not be converted to hyperlinks. Any commercials are removed and reported as abuse.

Archives

                                                                                                                                                                                                                                                                   


© Sergey A. Galin, 1998-2004 http://sageshome.net/b2e/blogs/