Last modified: December 16, 2014

Российские/Советские Фотоаппараты

Краткое ревью, ИМХО и заметки о ремонте фотоаппаратов, с которыми мне приходилось иметь дело.

Эти ссылки могут быть интересны каждому, кто интересуется советской фототехникой.

Списки рассылки и форумы

Информация

Естественно, это мизерная часть того, что есть в сети - так сказать, для затравки. На некоторых из этих сайтов вы найдете другие ссылки. Также я добавил "более контекстные" ссылки непосредственно к статям. Ну и, конечно, к вашим услугам всегда Google и Яndex.

Смотрите также

  • Выбор экспозиции "на глазок" - если Вы вдруг оказались владельцем старой камеры без фотоэкспонометра, можно попробовать без него обойтись...

Фотоаппарат Смена-8М (Smena-8M)

Смена-8М - Фото с PhotoHistory.ru (обработано)Мой первый собственный фотоаппарат. Активно снимал на него примерно с 1988 по 1993 год (я сам с 1979, если кто забыл), личная "Смена" у меня появилась в 1991. Отец снимал на него по крайней мере до 2003 года.

Самурайско-пионерская камера времен соцреализма. 100% ручной шкальник, объектив ЛОМО Триплет 40/4..16 (и чего они жлобились ставить Индустар? одной лишней линзы жалко было?), центральный затвор 1/15..1/250 и Bulb. Синхронизация со вспышкой через сокет, на всех выдержках. Все пластмассовое, кроме затвора и оправы объектива, ну и оптика, естественно, стеклянная - в советские времена такого извращения, как пластмассовая оптика, еще практически не было. Еще особенность - и выдержка, и диафрагма регулируются плавно, а не ступенчато.

Стоило это чудо техники 15 рублей. На 2003 года б/у камера в состоянии "новая" - $15 (ИМХО, красная цена - $10).

Смена-8М с несопряженным дальномером Блик на борту - Фото Сергея Галина - Click to enlargeЗамечание по поводу объектива. Он ни в чем не выдающийся, но по качеству (стекло, сборка, просветление) все же превосходит недорогие (где-то уровня до $100) мыльницы. Особенно с учетом того, что это 40мм (а не мыльничные 30-35) и фокусировки (хотя она и ручная-шкальная). Рисунок у триплета довольно приятный, хотя и мягковатый. Контраст вполне достаточный для бытовой съемки. В свое время, эпоху черно-белой фотографии, камера, по сути, была более отстойной, чем сейчас: ч/б требует великолепной оптики, а цветная фотография, добавляя цвет, ослабляет значимость контраста и рисунка (только для бытовой съемки, конечно) (что, отчасти, сделало возможным появление пресловутых "мыльниц" и понизило в массах планку представления о качестве оптики).

Мой фотонабор времен начала 1990х - Смена, дальномер Блик, экспонометр Ленинград - Фото Сергея Галина - Click to enlargeАппарат слишком примитивный. Нет дальномера - нельзя точно настроить на резкость. Нет фотоэкспонометра - сложно поставить экспозицию. Мне приходилось таскать с собой съемный дальномер "Блик" и ручной экспонометр "Ленинград" - удовольствие не для слабонервных. Через пару лет регулярного пользования таким садомазохстским набором я уже начал сам определять экспозицию на глаз с точностью до полпункта, и расстояние до нескольких сантиметров. Впрочем, этот навык легко утрачивается, особенно насчет экспозиции. Видоискатель у Смены призматический, спасибо, хоть не рамочный! (ну что стоило поставить линзу?) В видоискатель видно примерно 50-70% кадра, смотря как смотреть в дырку. В принципе, летом на улице можно ставить экспозицию по ламер-френдли значкам: диафрагму по пленке, а выдержку - по значку погоды. В сочетании с хорошей современной любительской пленкой это дает вполне терпимый результат.

Отстутствие эргономики. Мало того, что все вручную, так еще и взвод затвора и перемотка пленки отдельно - легко забыть перемотать кадр. Колесо перемотки натирает палец, особенно на морозе. Легко при спуске задеть пальцем за рычажок затвора и пересветить кадр. Часто в кадр попадало что-нибудь лишнее (хотя это случается со всеми шкальниками и дальномерками). Кнопка спуска такая тугая, что это аннулирует одно из достоинств не-зеркалки: съемку с рук с длинной выдержкой.

Смена-8М - Фото Сергея ГалинаО болезнях. Пропускает кадры (не открывает затвор), если не дотянуть ручку завода до полного упора. В свое время это мне портило где-то 1/3 кадров! Еще, у моей камеры без особого повода выпали все болты из корпуса, в конце концов пришлось просто склеить корпус "Моментом". Ремонтировать камеру неудобно, какие-то пружины стремятся выплюнуть ее содержимое наружу и не дают собрать ее назад. Затвор чинить, наверное, вообще бесполезно. Единственная известная мне попытка перебрать затвор закончилась рассыпанием механизма на кучу очень мелких и непонятных деталей. Так что если он напрочь сломается (чего, впрочем, на моей памяти со Сменами отродясь не случалось), то лучше прибить камеру к стене - на память, и купить взамен другую, лучше сразу ФЭД или Зенит. А можно так же поступить и безо всяких поломок.

Срок службы камеры - непредсказуем. Может работать вечно, или развалится через неделю.

Камера предназначалась для подростков и нетребовательных любителей, начинающих. На самом деле, это, скорее, камера для съемки опытными любителями в экстремальных условиях. Ее не слишком жалко разбить, и не так просто, как зеркалку или автомат (хотя мне рассказывали случай, когда "Смену" разбили на морозе на ледяной горке - от холода пластик становится более хрупким). Она очень легкая (на уровне "мыльницы") и довольно компактная. С камерой идет жесткий кофр из кожезаменителя и прочного пластика - тоже незаменимо в путешествии. Не требует батареек :) Работает при любом морозе, хоть при -40C, чему способствует цельнометаллический затвор с (почти) отсутствием смазки (именно на "Смену" часто снимали советские полярники и альпинисты). Маленькая автоматическая вспышка типа дешевенького Unomat удачно дополнит аппарат (стоит вдвое больше самой "Смены"), и позволит снимать им в помещении/темноте - с качеством намного выше упомянутых "мыльниц до $100", хотя и с большим количеством телодвижений.

Фотоаппарат Киев-4м (Kiev-4m)

Киев-4м - Фото с PhotoHistory.ru (обработано)Эта камера была у моего отчима. Я в детстве почти не снимал ей (где-то пару пленок), но у меня немало прекрасных черно-белых фотографий, сделаных "Киевом".

ИМХО это почти идеальная механическая дальномерка. Родословную она ведет от (трофейного?) Contax сороковых годов. Оптика (Юпитер, Индустар, Гелиос...) тоже копирует немецкую той же фирмы (Carl Zeiss Sonnar, Tessar, Planar и т.д. - не устаревающие оптические схемы от Карл Цейс). Однако я бы не прочь поснимать этой камерой даже сейчас. Такая техника не устаревает!

К описанию на photohistory.ru много добавить не могу, кроме того, что камера надежная, функциональная и просто красивая (в жизни лучше, чем на фотографии). Конструкция металлическая и долговечная.

Хочу купить эту камеру, если найду недорого и в хорошем состоянии.

Фотоаппарат Зенит-Е (Zenit-E)

Зенит-Е - Фото с PhotoHistory.ru (обработано)

Б/у на 2003 год - $10-$15 со штатным объективом.

У меня быдо две таких тушки в 2002-2003. Потом я одну вернул (брал на время), а вторую подарил (после покупки "Зенит-11"). Всего отснял ими 7 пленок.

Классическая (и самая массовая в мире за всю историю фотографии) зеркалка.

У меня она была с объективом Индустар-50 (50/3.5). На фотографии слева камера изображена с чем-то вроде "Гелиос-44", однако, у меня невыскокое мнение о халтурном исполнении этого объектива, поэтому я никогда им не пользовался. Индустар работает великолепно во многих отношениях, и очень маленький и легкий, хотя все равно далеко не CZ Tessar, и очень неудобно сделан: без "прыгалки" часто приходится наводить на резкость на открытой диафрагме, а потом закрывать ее и фотографировать, но диафрагма регулируется туго и неудобно (кольцом на носу объектива), так что ее невозможно уменьшить, не сбив резкость.

Затвор у Зенитов с самого начала их истории (и поныне на многих моделях) - тканевый шторный затвор 1/30-1/500 + B, напрямую происходящий от затвора легендарной немецкой "Лейки" (Leica) 193затертого года. Синхронизация со вспышкой только на B и 1/30, что несомненно снижает возможности ее использования.

О замеченных дефектах. Одна из камер за все время пользования сделала странную красную треугольную засветку примерно на 4 кадрах. Судя по всему, дело в засвечивании пленки ярким солнцем сквозь затвор. У другой камеры на ручной выдержке (B) обнаружилась склонность не всегда полностью закрывать затвор после съемки. На одной из камер была периодически появляющася на коротких выдержках проблема - неравномерное движение шторок. Все проблемы, видимо, связаны с износом тряпичного затвора. Больше всего дефектов проявилось у камеры начала 90-х года выпуска, тушка примерно 1981 года оказалась заметно надежнее, хотя и обладала подозрительно тугим взводом затвора. Несмотря на это, обеими "ешками" было сделано немало весьма пристойных фотографий, никаких других слабых мест у камеры не обнаружено. Хотя я встречал разговоры о том, что селеновый фотоэлемент на "Зенитах" со временем стареет и теряет точность, такого дефекта я не заметил ни на одной камере. Всеми экспонометрами я пользовался и сверял с точным фоторезисторным.

Предупреждение насчет тканевого затвора. Камеру не следует направлять на солнце, так как свет может пробиться сквозь затвор и засветить пленку. Говорят даже, что если держать камеру наведенной на яркое летнее солнце, это может вообще прожечь дырку в шторке, хотя это скорее касается дальномерок вроде ФЭД (у Зенита шторка закрыта зеркалом). Все же крышку на объектив лучше надевать. Также не следует использовать камеру в очень сильный мороз, так как шторка может "задубеть" и нарушить точность экспозиции или даже расклеиться. Тоже слухи, я сам не проверял :)) В общем, на Северный Полюс лучше брать с собой "Смену".

Камера очень долговечная и надежная, но у бывалой камеры затвор может требовать юстировки (хотя, с учетом любительской съемки на современные пленки, это может и не стать актуальным), а точность селенового фотоэкспонометра должна со временем снижаться (чего я не замечал, наверное, потому что моей камере было всего лишь 20 лет с копейками :-) Примечание: если верить отзывам в Сети, то сказанное хорошее относится только к камерам, произведенным в Красногорске на КМЗ, и максимум начала 80-х годов выпуска.

У фотоаппарата отсутствует поддержка объективов с прыгающей диафрагмой, но я без труда доделал его для работы с "прыгательными" объективами (конечно, уже без "прыгания"). Я вырезал из толстого куска резины прямоугольный брусок, добавил с одной стороны скосы (чтобы кнопка на объективе могла свободно "заезжать" на брусок), приклеил к нему со стороны скосов пластинку из жести с закругленными и загнутыми углами и вставил эту штуку на то место, где должна быть прыгалка (снизу, за креплением объектива). Все изобретение отняло минут 20.

Фотоаппарат Зенит-11 (Zenit-11)

Зенит-11 - Фото с PhotoHistory.ru (обработано)

Б/у на 2003 год - $15-$30 со штатным объективом (Гелиос-44, Зенитар).

Zenit-11 with Carl Zeiss Flektogon 35/2.8 - Фото Сергея Галина - Click to enlargeНа мой взгляд, это лучшая механическая модель Зенита за всю историю марки. Мой экземпляр сделан в 1982 году. Более новые модели ничего нового уже не добавили (до сих пор), не считая TTL-экспонометра, клиньев в видоискателе, дутого пластика и более низкого качества. Клинья - это круто, но в "11" очень приличная микропризма, что, в общем, не хуже. А что касается зенитского TTL, то ни на одной из провереных б/у камер с TTL экспонометр по разным причинам не работал %-| (Судя по отзывам, TTL на Зенитах - вообще не жилец, на старых камерах он практически всегда врет либо просто не работает.) Так что я выбрал "11" в качестве резервной зеркалки для M42. Гелиос-44, который был на камере, я сразу списал в пользу Индустар-61лз и Carl Zeiss Jena Flektogon от "Практики".

Улучшения относительно "Зенита-Е":
- прыгающая (нажимная) диафрагма;
- наводка на резкость по микропризме;
- удобный выбор выдержки;
- западающая кнопка перемотки;
- скрытый замок для открывания задней крышки (с "ешкой" я несколько раз чуть не засветил пленку);
- дополнительная гайка для штатива (возле крепления объектива);
- "горячий башмак" для вспышки, в дополнение к сокету.
В общем, все изменения мелкие, но в сумме они делают фотоаппарат намного эргономичнее и приятным в использовании. В остальном, это тот же старина "E" с тем же старым добрым тряпичным затвором от довоенной "Лейки". Только выглядит пострашнее "ешки" - той серебристый верх немножко придавал благородности.

В сочетании с высококлассной оптикой, например, Carl Zeiss Jena и лучшими советскими объективами, этот фотоаппарат удобен и позволяет делать великолепные снимки.

Рекомендую этот фотоаппарат как недорогой вариант для тех, кто хочет научится фотографировать, или как резервную камеру.

Фотоаппарат Сокол-2 (Sokol-2)

7 января 2004
12 января 2004

Сокол-2 - Фото с PhotoHistory.ru (обработано)Очень оригинальная камера. Когда-то, видимо, считалась крутой. По слухам, стоила около 150 рублей. Конец 70х - начало 80х годов (мой экземпляр - 1983 года).

Краткое описание: дальномерка (с компенсацией параллакса), с жестковстроенным объективом (Индустар-70 50/2.8..16 - старина Тессар рулит!) и автоматом с приоритетом выдержки. Штука в том, что автомат почти полностью сделан механически - только маленькая часовая батарейка используется для связи между механикой и фотоэкспонометром (три датчика CdS). При этом, в видоискателе видны отрабатываемые значения выдержки и диафрагмы. Если освещения не хватает для съемки на данной выдержке, она автоматически понижается. Если для съемки не хватает даже 1/30-2.8, то спуск блокируется, а в видоискателе появляется красный флажок. Однако, если слишком светло даже для 1/500 * f/16, он просто снимает с этими параметрами. Еще раз повторюсь, вся эта радость делается на 90% механически. Дальше, на этой штуке можно без проблем делать экспопоправку (ступенями примерно в 0.5 шага, хотя экспозиция все равно меняется только целыми ступенями). Для этого надо только "наврать" фотоаппарату насчет чувствительности пленки. Центральный затвор (1/30..1/500, Bulb) синхронизирован со вспышкой на всех выдержках, что тоже есть весьма хорошая фича. Порадовало также наличие и сокета, и "башмака" для синхронизации вспышки. Однако, минус - экспозиция меняется только целыми ступенями (и выдержка, и диафрагма). В отличие от многих советских "полуавтоматов", у "Сокола" в ручном режиме работают все выдержки + Bulb.

Еще интересно, что задняя линза объектива закреплена неподвижно внутри аппарата, а затвор (лицензированная копия Copal) и диафрагма находятся рядом между линзами. Ну и как это все работает - тоже песня. При взводе затвора диафрагма открывается полностью. Во время съемки она закрывается до выбранного кольцом или автоматом значения. Не знаю, как в те давние времена, а сейчас для меня это все выглядит экзотикой.

Сокол-2 - Фото Сергея Галина - Click to enlargeЭкземпляр, попавший мне в руки, был списан кем-то как нерабочий, после чего отдан моей сестре, Лизе. Однако после детального осмотра оказалось, что у него только не работает дальномер (нет зеркальца), и не сбрасывается счетчик кадров. Внутри камеры что-то пересыпалось. Как оказалось впоследствии, это были осколки зеркала, которое провалилось в механизм и там было размолото на куски шестернями. При этом, механика аппарата не пострадала! Впечатление такое, будто аппарат пережил несколько серьезных падений. Вообще, в аппарате почти нет пластмассовых деталей, что наводит на мысль о его прочности и живучести, однако, порядком увеличивает его вес. При размерах на 3-5 мм больше "Смены-8М", он весит заметно больше "Зенита" с "Флектогоном" или "Индустаром" на борту!

Ремонт счетчика кадров поначалу не составил труда, хотя я так и не снял нижнюю крышку: оказалось, что его просто заклинило от легкой деформации крышки. Все, что надо было сделать - это слегка потянуть ее за задний край. Однако, через несколько дней счетчик кадров сломался снова, без видимой причины. На этот раз, наверное, навсегда (без полного разбора камеры уже не починить - сбилась какая-то пружина внутри).

С зеркалом дальномера оказалось возни на целый день. Сначала мне пришлось вырезать новое зеркало, примерно 10x5мм из зеркальца от старой косметички. Замечу, резка стекла без опыта и инструментов (кроме старого стеклореза) - та еще пакость. Но, попытки с третьей, нужный фрагмент зеркала был экстрактирован, приклеен в виде флажка к зубочистке и таки образом просунут на нужное место, где и закрепился благодаря клею "Момент", толканию второй зубочисткой и какой-то матери. Конечно, можно было бы просто развинтить конструкцию и приклеить его без таких ухищрений, но как-то мне не захотелось связываться с этим навороченным механизмом. Кстати, верхняя часть камеры оказалась достаточно удобной для ремонта: верхняя крышка легко снимается и открывает для ремонта и юстировки изрядную часть устройства. Естественно, после установки нового зеркала оказалось, что дальномер теперь врет. На близких расстояних - всего на сантиметры, поэтому сначала я этого не заметил и просто завинтил камеру, радуясь своей гениальности как ремонтника. Оказалось, что мытарства с дальномером только начинались: вечер ушел на пять-шесть разборов и сборов аппарата и настройку дальномера. Зеркало установлено на небольшом кронштейне, который привичен на 4 винта. Два маленьких винта служат для вертикальной юстировки, причем поворот одного винта градусов на 20 сдвигает картинку объекта на расстоянии в несколько метров на несколько сантиметров в дальномере. Но гораздо хуже с калибровкой горизонтального поворота. Нужно ослабить оба "больших" винта, (тогда зеркало начинает свободно болтаться, "унося" картинку влево или вправо в пределах пары метров. В конечном счете, юстировка выглядела так. Фотоаппарат я привинтил на струбцине в 5 метрах от дальней стены комнаты, напротив уместно висящей напротив картины. Шкалу на объективе поставил на 5м. Потом совместил картинки в видоискателе вращением зеркала на ослабленных винтах, плотно прижал его пальцем и завинтил винты. Звучит просто, но получилось только через полчаса мучений, далеко не с первой попытки. Тестирование на метре и сравнение с FX3+Yashica MC Zoom 75-200 (которым можно мерить расстояния с точностью рулетки :)) показало, что показания дальномера по шкале практически идеальны. А вот что касается вертикальной калибровки, то она обнаружила свойство легко сбиваться, точнее, "плавать". Видимо, для лечения этого надо снова залить винты лаком, взамен сорваных пломб. Судя по фотографиям, юстировка получилась весьма точная.

Что касается надежности камеры, то, судя по конструкции, она должна быть очень долговечной, но это явно оказалось правдой не для всех деталей. Не могу сказать, что тому виной - плохая сборка или жесткое обращение с камерой %-|

Съемка аппаратом полностью оправдала ожидания. Автомат отрабатывает так, как и полагается хорошему автомату с интегральным с приоритетом центра замером. Рисунок объектива, как и следовало ожидать, индустаровский, четкий и резкий. Контраст не такой сильный, как на моей оптике "буржуйского" производства, но вполне достаточный. После зеркалок приятно иметь дело с фотоаппаратом, который работает тихо и без вибрации. Но с кадрированием у меня постоянные проблемы: несмотря на компенсацию параллакса, у меня регулярно получается промах со смещением влево и вниз. Видимо, к такому видоискателю еще надо долго привыкать.

Фотоаппарат ФЭД-5 (FED-5)

Цена на начало 2004 года: $8-$15

ФЭД-5 - Фото Сергея Галина - Click to enlarge Последняя версия классической советской дальномерки, ведшей свою историю от довоенных Leica (ФЭДы выпускались аж с 1934 года). Фотоаппараты ФЭД довольно высоко котируются за рубежом как фотографами (кто пробовал), так и коллекционерами, хотя, в основном, это более старые версии, а не "пятерка". Как и у всех советских фотоаппаратов, особенно - выпущенных в 80-е годы, качество конкретной камеры может быть как хорошим, так и отвратительным, так что тестирование при покупке не помешает.

Мой экземпляр - 1984 года выпуска, объектив - 1983.

Затвор - тканевые "лейковские" шторки, но, в отличие от зенитовского, имеет дополнительные медленные скорости (1/15-1 сек.), итого покрывая диапазон от 1/500 до секунды (ну и, конечно, B). При переключении на медленную скорость головка идет туго и с жужжанием, заводя какие-то дополнительные пружины. Хранить фотоаппарат с головкой, установленной на медленную выдержку, не рекомендуется - может испортится или нарушится точность. Синхронизация со вспышкой (и башмак, и сокет) - 1/30 и медленней. Крутить головку выбора выдержки при незаведенном затворе нельзя, и между делениями 1/30 и 1 сек. - тоже нельзя. Также, при спущенном затворе невозможно понять, какая выдержка установлена. Объяснение, почему все так, можно почерпнуть из описания работы затвора (см. ссылки по ФЭДу).

Также смотрите предупреждение насчет тканевых шторок в статье про Зенит-E, только у дальномерки шторки не защищены зеркалом, так что реальность засветить пленку солнцем (или даже прожечь дыру в шторке) гораздо реальнее. Не направляйте аппарат на Солнце (разве что при съемке заката, и то очччень оперативно :)), пользуйтесь крышкой для объектива либо держите аппарат в закрытом кожухе.

В общем, засада, вилы и грабли с таким затвором - кругом, так что будьте осторожны!!!

Фотография, сделаная ФЭД-5 до ремонта затвораТеперь о проверке и ремонте шторок на предмет протертостей и дырок. Эти дефекты проявляются в виде белых пятен на кадрах, особенно при съемке на улице. Например, на фотографии справа вы видите отнюдь не духа божества, которому посвящен идол, и не призрака, а банальную дырку в затворе.

ФЭД-5 - Фото с PhotoHistory.ru (обработано) Можно определить дефекты и не переводя пленку. Надо снять заднюю крышку и объектив и посмотреть затвор на просвет на яркую лампочку. Потом взвести затвор и посмотреть на лампу снова. Если есть легкие, но заметные на просвет потертости (резиновое покрытие шторок протирается/прожигается раньше тканевой основы), их можно вылечить, осторожно (но тщательно) закрасив на несколько слоев черным спиртовым маркером. Если есть настоящие дырки, то их надо заклеить эластичным черным составом. Stephen Rothery рекомендует для этой цели INSTANT GASKET Black Silicone RTV Sealant (черный силиконовый герметик). Мне пока хватило маркера - работает на "ура". Если затвор был ремонтирован, стоит регулярно проводить его профилактический осмотр.

Стандартный объектив ФЭД-5 - Индустар-61 Л/Д (2.8/55), имеющий репутацию чуть ли не лучшего советского объектива за всю историю. Заявленное разрешение объектива - 44/30 л/мм, хотя я слыхал, что на некоторых экземплярах реально аж 70 л/мм :) На первой же отснятой пленке: на деревьях в нескольких десятках метров на отпечатках 10x15 см отчетливо видно каждый листик (естественно, в лупу; экспозиция в районе - f/11, 1/250, пленка Superia 100) - это явно на голову превосходит даже Индустар 50 и Индустар 70, не говоря уже о других советских объективах!

При этом, на моем объективе есть небольшой (в пределах 1/4 мм) люфт крепления объектива в плоскости, параллельной плоскости пленки. Никакого видимого эффекта на результат съемки это не оказывает (подумать - и не должно). Однако, прежний владелец камеры явно пытался устранить этот люфт пластилином, следы которого я и счистил с крепления. Это открытие даже привело меня в некоторое умиление 8-D Другой дефект объектива - волосок внутри, между линзами. Так как никаких следов разборки нет, то просто удивительно, как он туда попал? Такая вот своеобразная советская сборка, при которой все делалось с отменной (судя по резкости) точностью, но, при этом, без соблюдения элементарной чистоты производства.

ФЭД-5, Индустар-61 Л/Д: Сравнение контраста и цвета при съемке без солнца в кадре и с солнцем - Click to enlargeФЭД-5, Индустар-61 Л/Д: Съемка против солнца - Click to enlarge Еще одна особенность И-61 - полное отсутствие бликов и приемлемый контраст даже при съемке против яркого летнего солнца! (Если захотите проверить - помните предупреждение насчет тканевого затвора, и берегите правый глаз!) На картинке слева - два кадра, верхний сделан из тени, на нижнем в объектив светило висящее над домами яркое летнее солнце. Экспозиция и обработка кадров идентичная, бленды или светофильтров не применялось. Как можете убедится, никаких разноцветных пятен и вуалей, свойственных в таких условиях модным современным зумам, нет и в помине. Некоторое падение контраста на фотографии с солнцем только скомпенсировало завышенный контраст любительской фотопленки, и цвета получились более реалистичными. Справа - еще одна фотография с солнцем "прямо в глаз" (крестом отмечено, где примерно оно было). А теперь, дети, возьмем наш любимый автоматический цифровик с мега-зумом, и повторим опыт... (Примечание: если при этом что-нибудь обуглится, я не виноват!)

На Лейковское крепление (aka Leica Thread Mount - LTM) (или, попросту, M39) можно ставить не только широкий ассортимент советских объективов, но и "лучшие в мире" (и очень дорогие) объективы от Leitz (Leica), Voightlander (произодятся до сих пор) и практически все остальные марки, ибо это самое распространенное на свете крепление объективов для дальномерок. Кстати, при этом очень полезен сменный видоискатель для правильного кадрирования, а он ставится на "башмак", и тогда там не остается места для вспышки.

В камеру встроен несовмещенный селеновый экспонометр, несколько более чувствительный, чем у Зенита (3-18 Ev, диапазон вводимой светочувствительности - 16-250 ГОСТ/ISO). Впрочем, поставить колесо калькулятора на то место, где должно быть ISO 400, никакой проблемы не представляет. Чувстительности экспонометра хватает для замера экспозиции в светлой комнате, так что он фактически покрывает своим диапазоном все возможности камеры для съемки с рук. Сверка с ручным экспонометром показала, что за 20 лет ФЭДовский точности не утратил (ура, ибо бывает и наоборот).

Интересно отношение фотографов и коллекционеров к ФЭД-5. Вот, например, цитата, взятая из "An Introduction to Soviet Leica-Derived Rangefinder Cameras produced by FED and Zorki" by Comrade Stoisha:

"All of the FED 5's came with Industar-61 L/D lenses. About 1.2 million of these rather proletarian cameras were produced into the mid-1990's, at which point FED got out of the camera business. Being neither rare, good-looking, nor well-beloved, you can find them for rock-bottom prices, sometimes as low as $20 for a FED 5B new in the box. FED 5's tend to get little respect, even from Soviet camera fans. With their sharp Industar-61 L/D lenses, many Communist camera fans joke that when you buy one of these cameras, you're really buying a nice I-61 L/D lens with a big, bulky rear lens cap."

Ну и мой корявый перевод, для затрудняющихся:

"Все ФЭДы-5 выпускались с объективом Индустар-61 Л/Д. Около 1,2 миллиона этих довольно пролетарских (читать: ширпотребных - С.Г.) камер было произведено к середине 90х (примечание: по другим сведениям, камера выпускалась до 1990 года - С.Г.), когда ФЭД прекратил производство фотоаппаратов. Не будучи ни редкими, ни хорошо выглядящими, ни любимыми, эти камеры могут быть найдены по баснословно низкой цене, вплоть до каких-то $20 за новый ФЭД-5В в коробке. ФЭДы 5 обычно не пользуются уважением, даже среди фанатов советских камер. Из-за резких объективов И-61, многие шутят, что, покупая один из этих аппаратов, вы, на самом деле, покупаете отличный объектив И-61 Л/Д с большой, некрасивой задней крышкой впридачу."

Я сам с детства помню, что ФЭДы часто считались камерами довольно несерьезными. Эдакая камера для пионеров, немножко круче "Смены", но все же никакая рядом с такими авторитетами, как "Зенит-ТТЛ" или "Киев". Лично мне разделить такую точку зрения сложно, ибо исправный ФЭД-5 делает свою работу на "отлично", имеет все, что нужно, но ничего лишнего, притом неприхотлив и вполне эргономичен. Что до простовато выглядящего корпуса, то это плохо для каминной полки, а не для съемки: тут важнее, что управление на месте, и в руках сидит удобно. А поставить ФЭД рядом со Сменой, современным Зенитом или point-and-shoot камерой - еще вопрос, что выглядит прикольнее 8-D Кстати, найти рабочий ФЭД сейчас проще, чем тот же "Зенит-ТТЛ" или "Киев-4". Так что, если Вас интересует не пополнение коллекции, а простая и практически бесплатная "рабочая лошадка" для качественной съемки, то смело берите ФЭД-5 - если повезло раздобыть исправный! :))

Отечественные фотоэкспонометры

Внешние (ручные) фотоэкспонометры позволяют точно определять экспозицию, если фотоаппарат не имеет встроенного экспонометра, либо его точности или диапазона недостаточно.

Смотрите также: Выбор экспозиции "на глазок".

Ленинград-8

Фотоэкспонометр Ленинград-8 - Фото Сергея Галина - Click to enlargeСеленовый фотоэкспонометр, класс точности B. Работает без батареек, приличная точность и три диапазона измерения, которых хватает от полутемной комнаты до яркого дня. Недостаток - угол охвата экспонометра зависит от диапазона, на самом "темном" он очень широкий - для достижения достаточной точности приходится подходить к объекту съемки в упор.

Диапазоны несколько пересекаются. Если на перекрывающихся участках диапазонов получается разная цифра, то стоит верить более чувствительному диапазону.

Инструкция по эксплуатации фотоэкспонометра Леннинград-8

Get Leningrad-8_Manual_Russian.pdf Скачать отсканированное руководство пользователя Ленинград-8 в PDF (231 Kb) [7900 d/l]

Свердловск-4

Фотоэкспонометр Свердловск-4 - Фото Сергея Галина - Click to enlargeФоторезисторный экспонометр класса точности A. Требует очень экзотической 4.5В батарейки, которая, судя по всему, очень давно не произодится. К нему также прилагается блок для трех батареек AA, но он крайне громоздкий и некачественный: контакт с батарейками сбивается, батарейки вытекают. Самый лучший способ "прокормить" экспонометр - положить в него три батарейки LR44/SR44, а для контакта добавить чисто вымытых с мылом десятикопеечных монет.

Основной плюс по сравнению с "Ленинградом" - узкая зона замера (примерно как у зеркалки с TTL spot meter) и видоискатель для наводки. Также его можно использовать для замера "по освещенности", т.е. со стороны снимаемого объекта, например, при репродукции.

Инструкция по эксплуатации фотоэкспонометра Свердловск-4

Get Sverdlovsk-4_Manual_Russian.pdf Скачать отсканированное руководство пользователя Свердловск-4 в PDF (1.1 Mb) [5727 d/l]

Go to Start page
© Sergey A. Galin, 1998-2017http://sageshome.net/photo/russian-camer...>>
Time: 0.009s · Total: 2136449/2416393